Перевалка угля по-Восточному — фоторепортаж

MINEX Forum | Сентябрь 15, 2016 | Просмотров: 265

В России существует всего два специализированных угольных терминала. Один находится в Усть-Луге под Санкт-Петербургом, второй — в порту Восточный в Приморье. Рынок, на который работает порт Восточный — это страны Азиатско-тихоокеанского региона: китайцы готовы брать очень много дешевого угля, а японцам и корейцам нужен отборный товар.  Ниже — репортаж, подготовленный изданием «Популярная механика», о перевалке угля в порту Восточный.

Вагон, доверху нагруженный углем, приходит на железнодорожную станцию Находка-Восточная. Здесь кончается Транссиб. По пути открытые вагоны поливает дождем, бьет градом и засыпает снегом; поэтому зимой уголь намертво смерзается со стенками вагона. В порту его первым делом заводят в вагоноразмораживатель, вдоль стенок которого тянется от котельной труба с паром. Стенки размораживателя выложены алюминиевыми панелями, которые отражают тепло. Вагоны (до 20 штук в каждом из 4 помещений) стоят от 20 до 40 минут при температуре от 40 до 80 градусов. Этого достаточно, чтобы уголь отстал от стенок вагона. Если льда очень много, можно выдержать вагон в размораживателе дольше.

razmorazhivatel

Затем — буровая установка: 9 шнеков — длинных винтов три раза опускаются в вагон и разрыхляют уголь. Все это должно подготовить вагон к работе вагоноопрокидывателя. Огромные машины с гидравлическим приводом расположились друг напротив друга. Над ними находится пункт управления «опрокидом», как его называют работники порта. Попав в опрокид, вагон прислоняется к стенке и фиксируется зажимами. Затем машина плавно поворачивается вокруг горизонтальной оси. Уголь ссыпается вниз, на крупноячеистую решетку, которая поглощает кинетическую энергию падения. Сквозь отверстия решетки уголь попадает в бункер; а затем в еще один бункер, поменьше, и оттуда уже — на магистральный конвейер, главную транспортную артерию порта.

vagonooprokidyvatel

Когда уголь высыпается из вагона, из-под земли вырываются желтые в свете промышленных ламп облака. Это не угольная пыль, а пар, который осаждает пыль и крошку.

По конвейеру уголь отправляется либо сразу на склад, откуда его погрузят на судно, либо на дополнительные этапы обработки. На центральном пункте управления диспетчер создает индивидуальный маршрут для каждой партии угля. Инженеры Восточного порта считают, что автоматизировать этот процесс не позволит даже стоящий на ЦПУ (центральный пульт управления) электронный «мозг» всего порта — процессор компании Siemens. Диспетчеру приходится учитывать много факторов, контроль над которыми нельзя доверить машине: текущее состояние оборудования, загруженность машин и магистральных конвейеров, особенности заказа, погодные условия.

Многие покупатели, особенно из Кореи и Японии, строго следят за тем, чтобы фракция угля была не больше 50 миллиметров. Чтобы отсеять слишком крупные угольки и измельчить их до нужного размера, у Восточного порта есть четыре линии дробильно-сортировочного комплекса. Самая красивая и мощная машина — новый ярко-красный аппарат корейского производства. Он принимает уголь с конвейера и отправляет его в вибрационный грохот, который работает как сито для угля.

grohot

Куски угля неподходящего размера отправляются в дробилку, где огромные стальные чушки перемалывают уголь до необходимой фракции. Изначально эта машина была предназначена для дробления бетона, поэтому ей нипочем самые твердые сорта угля. Из дробилки уголь едет на второй грохот, где снова происходит сортировка.

Уголь правильного размера отправляется на магнитную очистку от металла. Металлические инструменты, детали и мелкий мусор добавляют партии угля веса и портят продукт. Чтобы очистить груз от мусора, металл вытягивают мощным переменным магнитом. Отдельный конвейер с металлическими пластинами забирает мусор и отводит его в сторону. Обычно это болты и гвозди, небольшие металлические предметы, даже стружка, но однажды магнит вытащил из угля 70-килограммовую стальную болванку, рассказывает стивидор-начальник смены специализированного угольного комплекса Дмитрий Каряка.

magnitnaya-ochistka-uglya

Очищенный уголь едет на склад. Длина склада — 720 метров, а высота — 12. Вдоль угольных штабелей по рельсам ходят стакеры — машины, по стреле которых уголь подается с предыдущих этапов обработки. Стакеры насыпают уголь на склад, а забирают его оттуда реклаймеры — машины с длинными стрелами, увенчанными черпаковым колесом. Реклаймер забирает уголь и отправляет его на судопогрузочную машину, которая ссыпает его в трюм балкера (сухогруза, специально предназначенного для перевозки сыпучих грузов без тары, в трюме). Чтобы стрелы стакеров и реклаймеров не сталкивались, диспетчер наблюдает за ними с ЦПУ в режиме реального времени.

reklajmery

В шторм и во время швартовки балкера стрела судопогрузочной машины смотрит в небо. Когда приходит пора начать погрузку, стрела опускается в трюм и отправляет уголь внутрь по ленте транспортера. Что быстрее: погрузка грейферным краном или с помощью такой машины? Представьте, что вы перекладываете сахар ложкой или просто наклонив сахарницу. С помощью конвейерных судопогрузочных машин, стоящих на пирсе Восточного порта, можно погрузить самые большие в мире балкеры — суда класса capesize. Этих гигантов назвали так (от английского cape — мыс) из-за того, что размеры не позволяют им пройти через Панамский и Суэцкий каналы, и кейпсайзам приходится огибать континенты через мыс Горн и мыс Доброй Надежды. На погрузку кейпсайза в специализированном терминале уйдет пара суток; у кранов — порядка 10 дней. Стоит также учесть, что не каждый портальный кран сможет грузить кейпсайз. Надводный борт у этих балкеров очень высок, и небольшим кранам попросту не хватит длины стрелы. Каждый день стоянки судов обходится их владельцам или арендаторам в серьезную сумму, поэтому судопогрузочные машины помогают сократить себестоимость угля.

Заходящее в акваторию порта судно приводят к причалу буксиры. Их у Восточного Порта четыре. Самый мощный из них — азимутальный буксир «Урал», собранный на голландской верфи, с двумя автономными двигателями, дающими 5400 лошадиных сил.

buksir

Восточный Порт — единственный терминал в Приморье, способный обслуживать суда класса capesize. Сейчас в порту строят третью очередь углепогрузочного комплекса. Технически она будет полностью идентична действующему специализированному углепогрузочному комплексу. Строительство гидротехнического сооружения (причала), начатое четыре года назад, завершилось в этом году. Через год здесь установят судопогрузочные машины, и третья очередь будет готова принять первые балкеры. В результате пропускная способность порта вырастет с 22,8 миллионов тонн в год до 39 миллионов тонн к 2019 году — больше четверти всего угля, отгруженного на экспорт из России в 2015 году.

facebooktwittergoogle_plusredditpinterestlinkedinmailby feather
Рейтинг: 0

Автор публикации

не в сети 1 год

MINEX Forum

0
Комментарии: 0Публикации: 280Регистрация: 29-06-2016

Leave a Reply