«До сих пор обучение меряется в рублях, а не в результате, который работник покажет на процессе»

Irina Dorokhova | Май 30, 2017 | Просмотров: 201

Компания Outotec разработала обучающие курсы, где на специальных симуляторах операторы могут отработать навыки работы с оборудованием на обогатительных фабриках. О том, чем обучение на симуляторах отличается от традиционного, minexforum.com рассказала менеджер по продуктам обучения в Виртуальной Среде Outotec Валентина Лиски.

– Валентина, скажите, пожалуйста, чем Вы занимаетесь? Чем Ваша работа отличается от стандартного обучения персонала – когда специалист поставщика оборудования приезжает на установку и пуско-наладку?

– Начнем с того, что я менеджер по продуктам обучения в Виртуальной Среде (ВС). Этот вид обучения в первую очередь сосредоточен на том, чтобы участникам программы давать не только теоретические знания, но и практические навыки. Наработка последних обычно занимает много времени – от одного года до пяти лет. В период накапливания практических навыков, которое обычно происходит прямо во время работы фабрики и, следовательно, получения продукта, неизбежны ошибки. Они приводят к потерям, недополученным объемам продукции и, как следствие, доходов. Вместо того, чтобы смиряться с ошибками и ждать, пока сотрудники наработают опыт (а может, только закрепят неверные навыки), мы приглашаем их в класс, где можно на симуляторах отработать действия, которые нужно предпринимать в той или иной ситуации на практике.

– Подобную практику используют для обучения работе на карьерных самосвалах.

– Да. Можно рассказать в теории, как водить самосвал, но для работы без сбоев надо упражняться на практике. Другая крайность – можно сразу посадить оператора на реальный агрегат и посмотреть, сколько будет аварий. Альтернатива – посадить за симулятор и отработать все штатные и нештатные ситуации там, и только потом допускать до техники стоимостью несколько миллионов долларов.

– Симуляторы чего именно Вы используете в работе?

– На базе моделей оборудования, которое разрабатывается Outotec с конца 70-х годов XX века, мы делаем модели процессов измельчения, флотации, обезвоживания, адсорбции на органические носители и выщелачивания.

– Вы разрабатываете и используете симуляторы под каждую модель оборудования или это некая усредненная версия? Важно, чтобы работник освоил технологический процесс или, скорее, научился точно управлять конкретной моделью?

– Основное обучение направлено на то, чтобы научить понимать процесс и, в особенности, почему происходят его задержки. Сейчас с нарастающими темпами жизни у людей пропадает одно важное качество – терпение. И когда я начинаю курс, я говорю: «Да, я вас обучу процессу, но одновременно я буду учить вас терпению – ждать и понимать, что происходит и почему, и понимать, сколько надо ждать, чтобы какое-то изменение прошло через процесс».

– Поясните, пожалуйста, о чем именно идет речь.

– Дело в том, что в процессе типичная задержка – то есть зазор между «событием изменения» и «событием влияния на процесс» – составляет от 15 минут до двух часов. В повседневной жизни мы привыкли реагировать на все «прямо сейчас» – с одно-, двухминутной задержкой максимум. Если мы с такой же скоростью будем реагировать на события в процессе, то мы его перерегулируем. Мы перестанем понимать в какой-то момент, что мы именно подкрутили и на что именно это подкручивание повлияло. Опытные операторы делают максимум два изменения в процессе за смену. Отлаживается начало производства на этапах рудоподготовки и измельчения – и на флотации делается всего несколько изменений. Поэтому в общем виде мы нацеливаемся на обобщенную модель процесса. Однако есть новые мощные фабрики, которые еще строятся, где есть смысл делать точную модель. Она, конечно, не будет совпадать с реальностью на 100% (получается до плюс-минус 30% точности, потому что используются проектные данные, а не реальные показатели процесса). Но она позволяет провести первичное обучение операторов, чтобы они уже были готовы к моменту запуска приступить к работе, не искали бы нужные кнопки слева-справа от экрана и понимали тот самый процесс, с которым будут иметь дело.

валентина 4

– И это все можно сделать за несколько дней?

– Нет. Но без симулятора полное обучение оператора занимает около одного-пяти лет, а с симулятором этот срок можно сократить до трех-двенадцати месяцев.

– От трех до двенадцати месяцев люди выключаются из реального процесса? А если говорить о новых фабриках – они учатся работать на фабрике, пока она строится?

– Операторы в традиционной системе учатся работать на уже построенных фабриках. От одного до пяти лет уходит на то, чтобы понять, как ведет себя руда, как влияют на процесс разные параметры регулировки.

– Нет, я спросила про симуляторы.

– Я продолжаю: принцип работы такой: неделя обучения в классе – затем месяц практика на производстве, потом снова в классе. Общий курс обучения занимает в сумме примерно два месяца.

– Вы можете гарантировать, что ваш курс предусматривает большую часть возможных происшествий?

– Конечно, бывают непредвиденные ситуации, которые не были отработаны во время двухнедельного курса. Они могут быть связаны с работой реагентного отделения, спецификой технического обслуживания. Они отрабатываются уже в реальности. Но после обучения  (теория плюс симулятор) оператор может работать без сбоев, количество ошибок сводится к минимуму.

– Еще раз: сколько времени занимает курс?

– От трех до двенадцати месяцев идет обучение попеременно в классе на симуляторе и на производстве, в зависимости от индивидуальных особенностей человека и его способности усваивать информацию. На строящихся фабриках прямо на площадке я нахожусь два-три месяца перед горячим запуском в зависимости от размера производства и количества операторов. Группа состоит из восьми-двенадцати человек. Потом по ходу пусконаладки приезжаю на 2-3 недели раз в два месяца для проведения следующих этапов. И так итого 2 – 6 недель контактного обучения на человека в зависимости от его должности. На уже существующих фабриках, которые проводят модернизацию, на площадке я нахожусь две-три недели, потому что приходится подстраиваться под график смен. Группы составляют от четырех до восьми человек. Желательно, чтобы минимум две смены могли учиться вместе, чтобы они услышали мнения друг друга, – на тот случай, если есть какие-то разногласия по поводу процесса.

– Что из себя представляет симулятор?

– Симулятор – это компьютерная программа, которая включает в себя три части. Это виртуальная модель автоматизации. Мы не говорим про 3D-модель, мы говорим про модель процесса: как пульпа перетекает, с какими задержками во времени, как разные минералы реагируют на изменения параметров процесса. Параметрами могут быть реагенты на этапе флотации, на измельчении – переработка, плотность питания мельниц, количество шаров, давление на гидроциклонах, циркуляционная нагрузка. Третья часть – это упражнения, которые в определенное время в определенной последовательности выполняет оператор, согласно техническим инструкциям. Все вместе в одном компьютере – это и есть обучающий симулятор.

– А что видит «студент»? Процесс, имитирующий флотацию, предполагает, например, видеоизображение флотации?

– Экран симулятора полностью соответствует экрану системы управления, который видит перед собой оператор реального пульта управления. И если там должна отражаться картинка пены со скоростью схода, то она отражается. Если заданные в симулятор параметры обычно в реальности не видны, то и в картинку оператора они включены только в виде спрятанного окна, которое активно только на первых этапах обучения. Анимации и видео работы оборудования в симулятор не включены, но покрываются циклом лекций.

– Можно ли этот курс проводить дистанционно или надо обязательно приезжать на предприятие?

– Практика показывает, что на фабриках во всем мире операторы флотации – это люди 45-55 лет. И они не всегда умеют пользоваться компьютером. Поэтому важно лично обучить людей пользоваться компьютером и разбавить их страх перед ним.

– Это справедливо даже для фабрик в Австралии, Канаде, Южной Африке?

– Да. Сейчас вообще есть такая тенденция, что на позиции операторов пультов управления предпочитают нанимать женщин в возрасте 45-55 лет, потому что они реже инициируют резкие изменения в регулировании процессом, приводящие к ошибкам и потерям.

– Психика стабильнее?

– Адреналина меньше.

– Они стрессоустойчивее?

– Да. Но для того, чтобы они поверили в себя, надо учить их немного другому, чем молодых людей, привыкших играть в компьютерные игрушки. Но продолжим. После того, как прошел вводный курс, компьютер или полная копия пульта управления остается на предприятии, и туда, как в компьютерный класс, по записи операторы могут приходить и нарабатывать свои навыки под присмотром местного преподавателя, который или полностью присутствует при обучении, или контролирует выполнение проверочных и экзаменационных занятий.

– А откуда берется местный преподаватель?

– Мы его обучаем.

– Он должен получить какой-то сертификат?

– Он должен пройти курс обучения и провести в присутствии преподавателя Outotec показательный урок.

– Сколько занимает курс обучения преподавателей?

– От двух до одиннадцати дней. Один из вариантов – он присутствует на уроках, которые дает преподаватель Outotec, а потом постепенно начинает замещать его. Если компания может выделить технолога, который часть или все время будет уделять обучению, то, конечно, мы его обучаем. Вариант, на который мы переходим, – обучить преподаванию на наших симуляторах преподавателей местных вузов, которые потом на аутсорсинге работают на предприятии. Они знают тематику обогащения, а мы, со своей стороны, учим пользоваться программой, добавляем методические нюансы: что и в каком порядке следует преподавать и с какими акцентами.

– Ясно. А как контролируется качество обучения?

– В первую очередь, заказчик сам заинтересован в том, чтобы у него на предприятии был определенный стандарт, чтобы операторы, работающие в разных сменах, имели максимально схожее представление о том, что же от них хочет начальство при управлении технологическим процессом. Поэтому существуют стандартизированные тесты как по теории, так и по практике, которые должны пройти все операторы. Стандартизированные тесты не учитывают скорость решения, стиль решения (он может быть разным), а оценивают параметры, важные для производства, например, извлечение и качество конечного продукта. Доступ в систему возможен не только на фабрике, но и онлайн, через пароли доступа и определенный адрес. Поэтому преподаватель Outotec может удаленно консультировать или оценивать результаты работы.

– Как измеряется результат?

– Мы проводим тест до начала обучения (исходный уровень знаний) и после. Тесты сравнимые, по результатам можно определить, насколько изменился уровень знаний и умений операторов. Типично уровень повышается. Понижение уровня может говорить, например, о том, что на начальном тесте участник списал у коллеги. Этот вопрос разбирается отдельно с отделом кадров заказчика. Случаи списывания крайне редки и обуславливаются культурными особенностями, и тем, как начальство преподнесло подчиненным курс обучение и значимость результатов оценивания.

– Сколько стоит услуга по обучению?

– День работы на симуляторе стоит 3,5-7 тыс. евро. Цена зависит от количества участников (следовательно, количества компьютеров и лицензий).

Валентина 5

– Услуга популярна?

– До сих пор традиционное обучение используется чаще, чем на симуляторе, поскольку нынешние руководители не до конца понимают, почему им стоит заплатить вдвое больше за день обучения на симуляторе, чем за стандартный (теоретический) курс. Считается, что оба типа дают одинаковые результаты. Но те, кто попробовал симулятор, заинтересованы в нем, потому что видят результаты. Только в последнее время руководители начинают быть готовыми к понимаю, что такое обучение на моделях процессов, и симуляторы набирают популярность.

– Это характерно только для постсоветского рынка или для всего мира?

– Для всего мира. Но, например, на рынках Южной и Северной Америки обучение на симуляторах используется на порядок чаще, чем в постсоветском пространстве.

– Какой основной фактор того, что в постсоветских странах симуляторы используются реже?

– Цена. До сих пор обучение измеряется в том, сколько рублей за участника оно стоит, а не в том, какой результат работник покажет на процессе.

 

 

facebooktwittergoogle_plusredditpinterestlinkedinmailby feather
Рейтинг: 0

Автор публикации

не в сети 2 дня

Irina Dorokhova

11
Комментарии: 0Публикации: 274Регистрация: 26-02-2016